Красота в стекле
Красота всегда окружает нас со всех сторон, нужно только чаще смотреть по сторонам. В этой теме хочу рассказать вам, как красиво можно сложить кусочки стекла разного цвета - витражи.
Свой рассказ мне логичнее всего было бы начать с истории витража, но это займет много времени. И если кому интересно узнать об истории, пройдите пожалуйста по этой ссылке.
Я же хочу рассказать о том, как работаем мы, в нашей витражной мастерской.
Для начала расскажу о нашем персонале. Наш шеф - девушка. Окончила Строгановку с красным дипломом без всякого блата. Она же и художник. Вся художественная часть на ней, за 10 лет существования нашей мастерской художника со стороны так и не было. Её муж так же окончил это заведение. Два человека были "украдены" с хрустального завода города Гусь-Хрустальный, которые работают в фацетном цехе. Делают изумительный ручной фацет. Я же работаю непосредственно на сборке, это чистая мастерская без грязи и сырости. Я не оканчивал никаких специальных заведений. Пришел в этот бизнес из другой профессии, до этого я был путейским рабочим на ж/д станции в городе Лыткарино, где жил с родителями.
Сначала немного о технологии изготовления. Я про все методы и способы буду рассказывать, потому как в нашей мастерской делают всё что захотите, и мы не отказываемся ни от какой работы.
Вообще, существуют три вида сборки витражей. Ещё раз говорю, что рассказываю о настоящих витражах, а не о стекле с наклеенной на него пленкой с рисунком. Это совсем не витраж, ещё бывает имитация витража где роль протяжки (профиля) играет так же наклеенная сверху узкая лента, которая как бы разделяет детали. На самом деле стекло там тоже цельное и на него все элементы тоже наклеиваются сверху. Это тоже не витраж.
Теперь о самих видах сборки.
Начну со сборки на свинцовом профиле.
Это очень старый способ сборки, с которого всё и началось. В старые времена не было такого количества приспособлений и обрабатывающего оборудования для стекла, поэтому все детали вырезались видимо каким-то примитивным инструментом, потому, что при работе с реставрацией видно, все стекла по краям не обточены ничем, и их как-будто ломали по краю. Так вот, такие детали и вставлялись в свинцовый профиль.
Профиль был очень мягкий и податливый на изгиб, его можно гнуть руками, поэтому все огрехи стекла легко можно было спрятать внутри него. Стекло в профиль просто вставлялось и ничем не клеилось. Надо сказать, что витражи и клей совсем не друзья. В настоящих витражах не используют клей как таковой. Он есть на пленке, но об этом ниже.
Дальше профиль паялся между собой оловянным припоем. Всё это дело нужно контролировать, иначе при большой температуре можно прожечь профиль до дырки. Этот метод сборки считается самым непрактичным, ибо на солнце такие витражи быстро "плывут" от нагрева, теряя свою форму. Поэтому их сразу помещают между двух стекол, чтобы они не свисали пузырём.
Не смотря на это, все готические витражи, а это просто огромные окна, собраны именно на свинце. В этой технике обязательно присутствовала роспись, то есть каждое стекло ещё и расписывали так, что витраж походил на картину. Краски применялись специальные, после прорисовки деталь помещалась в печь и краска там запекалась при высоких температурах.
Второй способ - сборка витража на пленке (ленте) в стиле тиффани.
Небольшое отступление: Луис Комфорт Тиффани - американский художник, дизайнер и бизнесмен, изобретатель способа сборки витражей в конце 19 и в начале 20 столетия, использовал для скрепления отдельных деталей витража медную ленту, лидер стиля "модерн". Также, первым стал изготавливать цветное стекло, окрашенное особыми реактивами.
Уже в наше время появилась медная лента с клеем на одной стороне. Каждое стекло по торцу оборачивается такой лентой (стороной с клеем к стеклу).
Вот так она приглаживается по обеим сторонам каждой детали, потом детали (уже вырезанные по эскизу и обернутые) раскладываются на эскизе, и спаиваются паяльником оловянным припоем.
Лента по ширине бывает разная, что дает возможность изменять ширину самого шва в витраже.
Лента бывает медная, из светлого металла (на упаковке написано серебро, но это условно), и ещё сейчас сделали латунную. Для чего всё это, такое разнообразие, спросите вы. В витражах используют не только цветное стекло, но и прозрачное. И в этом случае лента может светить своей обратной стороной через прозрачное стекло и диссонировать с цветом окружающих элементов. Поэтому, если фурнитура вокруг медная, лента берется медная, если латунь - соответственно латунь, если стиль хай-тек, где всё основано на стекле и металле - то серебро. Теперь вы скажите КЛЕЙ. Поверьте, клей там настолько условен, что теряет свои свойства после пайки, и нужен только для того, чтоб удержать ленту на торце стекла до этой процедуры. Вот так выглядит ещё не законченное изделие, все основные детали обёрнуты в ленту и ждут, когда будет готов фон.
На этом витраже так же видно ещё одно новшество, которое начали использовать мы - это алмазная грань. Листья с графикой являются двухслойными. Их спекали в печи из двух слоев стекла. Как раз на верхнем слое алмазными колесиками нанесена грань, что очень напоминает прожилки. Нижнее стекло специально вырезается немного больше верхнего, чтобы можно было положить медную ленту. Кондуктор всегда делается из алюминиевого уголка на саморезах, чтобы ничего не убегало в процессе сборки. Здесь мы видим так же ручной фацет, в таким виде они (детали) называются пирамидки.
Третий способ сборки - сборка на профиле. Профиль так же имеет разную форму.
Для его производства используют цветные металлы толщиной 0.25 - 0.5мм. Используют медь, латунь, нейзильбер (серебро), а так же ещё бронзу. Профиль делится на два вида по сути - внутренний и краевой. Краевой используют по краю витража, он позволяет витражу встать в проём (дверь, рама окна, рама в нише стены и т.д.) Такой профиль имеет ногу, которая уходит под деревянный штапик, и с помощью неё витраж в проёме держится. Внутренний служит для крепления деталей непосредственно внутри витража, он не имеет ноги и всегда равнобокий.
Весь профиль изготовляется исключительно на станках собственной сборки в различных мастерских Москвы. Их на данный момент осталось (после всех кризисов) всего две. Не буду вдаваться в процесс изготовления.
Нужно ещё заметить, что профиль не всегда устраивает своим блеском, тогда его просто тонируют патиной, которую можно купить как в спец магазине, так и у отдельных изготовителей. Это химический медьсодержащий раствор. После тонировки металл напоминает состаренную временем конструкцию. Профиль в местах стыков просто спаивается. Места стыков зачищают от лишнего олова и полируются, после чего стык выглядит так же как и весь отполированный витраж. Профиль так же можно катать в вальцах для предания ему изгиба по кругу. Для круглых элементов и элементов, содержащих любой радиус. Сборка на латуни считается наиболее практичной, ведь такой витраж может простоять не один десяток лет.
Для того, чтоб стекла внутри такого витража не гремели, используют силикон, либо, по условию заказчика можно повторить старинную затирку, которой пользовались ещё в начале столетия. Она замешивается на основе олифы...хотя, это секрет. Секреты не светим. Все швы замазывают этой замазкой с помощью резинового шпателя, спустя сутки можно уже такой витраж мыть.
Теперь о стекле хочу немного сказать.
Стекло используется цветное американского и китайского производства. Очень огромная палитра. Не буду перечислять фирмы. Стекло не красят сверху, как думают многие, а колер замешан на стадии плавления и находится в массе. Такое стекло не выцветает, оно вечно. Так же используется наше стекло. Оно просто прозрачное разных цветов. Изготовляется на стекольном заводе близ города Брянск. Такое стекло идёт обычно для спекания, потому как само по себе не представляет художественной ценности.
Спекание, или фьюзинг - спеченные в печи несколько слоёв стекла (обычно два) для предания некоего объёма. В витражах с большими фацетными стеклами используют стекло, на котором фацет делает машина. Вырезанные детали загружают на ленту, и на выходе мы уже имеем детали с фацетом.
На этом фото видно большое зеркало с фацетом. Фацет - это срезанный под углом бортик на стекле:
Просто такая машина не берет мелкие детали, поэтому мы их делаем вручную. Это алмазный инструмент, полирит и всё такое. Не буду заострять на этом внимание. Опять же, для реставрации мы использовали старое оконное стекло, которое имеет желтовато-болотный оттенок, а не голубой, или зеленый как современные стекла. Даже царапины мы полировали не все, чтоб осталось на таком стекле время.
Ещё немного о станках, на которых мы изготовляем и подгоняем детали. Основным станком является у нас маленький станочек. Называется он Кристалл. Это не наше оборудование. В нашей стране такого вообще не делают. Выглядит он вот так:
А так на нём обтачиваются детали:
Алмазная головка снимает кромку на нужную нам глубину.
Так же есть станки с планами (алмазными шайбами), на которых можно обрабатывать большие детали, на них можно как снимать кромку, так и обрабатывать большие плоскости.
Например, обдирать стекло под фацет. Шайбы имеют разную фракцию алмаза, меняя шайбы от грубой до мелкой, мы доходим до операции полировка. После чего на выходе уже получаем полированное стекло.
Ну, теперь я уже буду переходить к самим витражам, наверное.
Рассказывать буду в первую очередь о реставрации, потому как именно там есть своя история, которая ещё более интересная, чем всё выше написанное. Начну с дома 23 по улице Арбат. Делали мы этот заказ уже давно, но такие проекты случаются довольно редко. Большой объем реставрации не только внутри помещения, но в него вошли ещё и окна. Знаменит он не только этим, на первом этаже находится магазин Алтын, знаменитый своим "золотым" скандалом. Фото этого дома мы увидим ниже.
Я снимал весь процесс от начала до конечного результата. Витражи были найдены на помойке во дворе этого дома, видимо, строители всё крушили и выбросили как старьё. Мы называем это просто - антиквариат. Витражи стояли с тех пор, когда был построен дом, ещё наверное до революции (на нашем сайте представлена информация - 1903 год). Потом пришла Советская Власть, отобрала всё незаконно-нажитое и переделала всё под коммуналки. Рабочему классу было не до прекрасного, пытались построить коммунизм, поэтому витражи попросту закрашивались полностью краской.
Следы таковой мы как раз и наблюдаем на стекле. Ничего не пытались сохранить, нещадно били, и дыры заделывали просто фанерой. Фанера как раз вот под бумагой была.
На данный момент всё отреставрировано, были сохранены все целые стекла и весь металл. Металл полировался. Недостающие стекла делались вручную на нашем оборудовании и опять же из старого стекла, которое было взято в том же доме. Оно, толщиной в 7 мм, почему-то стояло там в окнах. Нужно было именно старое, потому как оно имеет болотный оттенок, а современные зеленые, или голубые. Стекла цементировались в протяжках специально замазкой на основе краски и гипса, опять же по старой технологии. Сейчас просто пользуются силиконом.
Теперь можно увидеть что было, и что стало:
Тут я не удержался и снял витраж. На самом деле он ещё не совсем был готов, не было припаяно ухо по краю (это лента из латуни) для крепления витража в двери.
Двери были не только с таким рисунком. Ещё были с трилистником:
В полуроспуске цветочек. Тут видно и протяжку, гнутую по радиусу, и фацетное стекло прозрачное. Такая форма считается очень сложной в изготовлении фацета. Здесь уже готовый витраж.
Теперь по окнам этого дома. В окнах тоже стояли витражные вставки, но за сто лет профиль потерял свои свойства, осыпалась замазка и окна стали пропускать и воду, и холодный воздух. Пришлось и их переделать. Теперь они выглядят вот так:
Вот так теперь выглядят окна этого дома:
Ну, на этом я наверное закончу свой рассказ.
Хочу сказать спасибо всем:
- жене, которая дала мне несколько вечеров для написания этой статьи
- шефу, которая разрешила мне выкладывать фотографии
- сыну, который спал когда я писал
- сайту http://www.radikal.ru/ , который оперативно загружал фотографии
- и модератору, которая покажет всем мои труды.
Теперь хочу представить уже наш сайт, где можно увидеть все представленные здесь работы:
P.S. Вообще-то хотелось ещё фоток повыкладывать, но кажется уже и так много получилось. Приятного всем просмотра, заходите, любуйтесь красотой. На вопросы отвечу всем.
И чуть не забыл! Это я, какая-то старая фотография.
Часть материалов взята мной отсюда для моего канала на Яндекс Дзен
- Блог пользователя Денис72
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 13546 просмотров
- Версия для печати
Комментарии
Сокровища!
А самое главное - "чуть не забыл". Ай-яй-яй!
Красота! Люблю витражи Уважаю людей, которые могут делать что-то руками. Спасибо , за интересный рассказ.
Денис, спасибо, что рассказали и показали . Красота в стекле завораживающая. И мне всегда в таких случаях хочется чуть дотронуться, чтобы почувствовать тепло рук и души того, кто это создал. В ноябре возможно буду в Москве, постараюсь успеть на Арбат, 23. Не рукой, так взглядом дотянусь. Спасибо!
Денис, давно ждали эту Вашу статью. Очень интересная у Вас работа. Впечатляет.
Красиво! Статья познавательная. Восхищает! Всем, кто помогал вам в написании статьи-низкий поклон!
Поистине, талантливый человек талантлив во всем!
Денис, потрясающая статья, как на экскурсию сходила. Очень творческая профессия, я всегда завораживающе смотрю на витражи, а еще мне это напомнило что-то из детства, когда мы по двору находили и собирали цветные стеклышки, прятали их в тряпочку и закапывали, делали такие клады... И зеленый считался самым необычным. (интересно, кто-то так еще делал?) представляю если б я в детстве увидела такое количество маленьких стеклышек. Спасибо вам очень интересно! Возник вопрос: Мне как-то рассказывали что матовое стекло делают путем, как бы "царапанья" верхнего его слоя. Может вы знаете более точный вариант производства матового стекла?
Матовое стекло можно сделать разным способом. В промышленных масштабах оно травится химическим путем. Мы работаем с Итальянским матовым стеклом, называется оно Сатинато.
Как ещё сделать матовое стекло - сошлифовать полировку. Берем большой план с мелким алмазом, и гоняем поверхность пока она вся не сточится (полировка). Или можно взять чугунный план и гонять на мелком порошке. Это вроде песка между железом и стеклом.
Ещё можно спесочить слой в пескоструйной машине, но поверхность будет не ровная. Там пистолет под давлением выстреливает струю наждачного порошка, или обычного песка на поверхность материала, и сшибает тем самым какой-то слой. Если долго держать на одном месте, получится дырка. Раз уж о пескоструйном рисунке пошла речь, вот такой пример покажу. Рисунок продувается струёй воздуха с песком, как уже выше писал я. Объемность достигается путем наклеивания пленки в несколько слоев. Самые глубокие участки вырезаются на пленке в первую очередь, продуваются. Потом следующий слой и продувается уже он, вместе с первым слоем. Первый слой становится глубже. И так далее, до последнего. Потом проблемные места проходят бор-машинкой. Убирают огрехи. Получается вот такое:
Очень эффектно смотрится такое на зеркале, когда в несколько слоёв продувают рисунок со стороны амальгамы. От такого зеркала глаз не оторвать в прямом смысле.
Татьяна, привет Вам от такого же любителя цветных стеклышек ! Мои потайные сокровища со стеклышками назывались "секретами". Можно было раскопать небольшую ямку в земле и вдавить в ее дно красивое цветное стеклышко, а можно было под это стеклышко положить еще картинку или фантик (тут годился и обычный белый осколок). Затем все это закапывалось, маскировалось, ставился приметный одному хозяину "секрета" знак. Такие сокровища показывались только лучшим друзьям, или можно было самой посмотреть, обойти свои владения, если грустно, и никто не вышел гулять.
Ты сейчас сказала "секрет", и я тоже что-то такое вспомнила. У нас тоже это так называлось.
Спасибо всем за тёплые слова.
спасибо за подробности, меня всегда завораживает матовое стекло, очень интересное изобретение
Денис, была бы шляпа - обязательно сняла бы ее. Такая смена профессий от путейца к художнику! Восторг полный!
Для меня, вообще, все связанное с творчеством является неким таинством. Очень далека я от таких действий руками и головой (даже вырезать по прямой ровно не умею). А Ваши работы сами говорят и рассказывают! Спасибо за рассказ! Мы его долго ждали, но он того стоит.
А можно узнать неужели на Арбате, 23 за такой красотой в стекле живут люди? Или это некое офисное помещение?
Александра, спасибо Вам! Люди...в этом подъезде мы делали такие витражи в двух квартирах. В одной из них живет человек, который работает на телевидении. Фамилия мне известна, но я не буду её озвучивать. Там нет офисных помещений, все квартиры выкуплены, они просто огромные внутри. Какие-то даже купили иностранцы.
Денис, прямо весь день мучаюсь - можно спрошу? Интересно, а у Вас в доме есть что-либо витражное?
Нет, Саша, абсолютно ничего. Дело в том, что мне для этого нужно тоже будет затратить определенные деньги (а это дорого), да и времени тоже надо найти. Чтоб такое сделать, пусть даже маленькое что-то, не один день нужно потратить. Я не могу себе этого позволить. Мало того, и у шефа нашего ничего такого в квартире нет. Да и потом, мы постоянно варимся в этом, приезжаешь в такие дома, выходя из которых на улицу, невольно начинается приступ клаустрофобии (такие они огромные). Не удивляет уже ничего. Привыкли.
Денис, ну, наконец-то, дождались! Превосходно!!! Читала несколько раз, узнала много нового и интересного. У Вас золотые руки, создаете такую красоту! Большое спасибо за статью!
Спасибо Вам за отзыв!
Действительно, красота - страшная сила! Мы не зря ждали этого Вашего рассказа, но тем не менее, увиденное превзошло все (лично мои) ожидания. Стало понятнее, почему все Ваши фиалки доведены до такого, не побоюсь этого слова, совершенства - Вы всегда идете к красоте путем кропотливого труда, учитывая каждую мелочь, прекрасно понимая значение всех этих "мелочей". А в результате - красивый, отлично сделанный витраж, или фиалка с идеальной розеткой. Удачи Вам и успехов во всех делах. Еще раз спасибо Вам за статью, а всей Вашей семье, которая так помогала и поддерживала, отдельное спасибо.
Спасибо Вам! На самом деле, я узнал страшную вещь. На нашей планете очень короткие сутки, за которые очень трудно успеть и витражи делать, и фиалки до совершенства доводить. А есть ещё семья, десятимесячный ребенок, с которым надо уже в футбол поиграть (это не шутка и не аллегория). Так что, кто-то всегда получается немножко обделён. А жаль.
ах, какая красота! Спасибо за чудесную статью! У вас просто золотые руки. Очень красиво!
Красиво! Очень интересно. Денис, спасибо за рассказ.
Обалденные витражи! Чудесная у Вас работа!
Денис, спасибо, что познакомил с такой красотой! Здорово, когда занимаешься интересным, любимым делом!!! Всегда с интересом рассматриваю витражи! Так красиво!
Всегда интересно заглянуть в чью-нибудь мастерскую, посмотреть как работают профи. Настроения поднялось, руки зачесались написать какую-нибудь познавательную статейку, жаль времени нет. Надеюсь, будет и на нашей улице праздник.
А я не раз ходила мимо этого дома. Буду теперь знать кто старался.
П.С. - а тебе, Денис, спасибо за интересную и познавательную статью
Всем советую зайти на сайт мастерской - еще очень много красивого там есть.
Сначала испугалась что не пойму всех тонкостей различных сборок, но написано все понятно и как будто это просто :) Наверно это безумно приятно и здорово работать в окружении красоты, создавая самому и при этом еще и сопркасаясь с историей...
Очень понравился витраж с розами (7ое фото)! Хоть и недоделано, но красота....!
На первой фотографии эти розы в витраже на потолке. Уже готовы!
Точно! на первом фото только свет желтый что ли...смотрятся по-разному, впечатлило почему-то именно фото недоделанного витража
Денис, замечательный фоторассказ! Большой респект! Так интересно!!!
Здорово! Витражи всегда меня привлекали и интриговали. Спасибо за интересный рассказ!
Денис, спасибо за давно обещанную статью. Впечатляет, сколько же труда надо вложить, чтоб получилось призведение искусства, очень красивые витражи!
Прочла статью, за которую - огромное спасибо. И как-то очень закономерно и логично для меня стало Ваше увлечение фиалками и стремление доводить розетки до совершенства. Успехов во всём!
Все очень понятно. После чтения сам стал немножко экспертом по витражам стал. Будет чем блеснуть в кампании. Спасибо!
Всем большое спасибо за отзывы и пожелания, нам всем очень приятно!
Денис, ну просто завидую вам. Жить, создавая такую красоту- это просто здорово. Сразу подумалось,что веками существует это чудо сделанное руками таких же мастеров как вы. Никто не знает их имен, а красота осталась.Через много-много лет ваш правнук скажет "это создал мой дед". Жаль ,что мой отец не дожил до нашего времени, когда открываются такие мастерские. Он был художник,очень интересовался витражами. Умер очень рано. Я была маленькой, когда он мне показывал в книге вот такие витражи и пытался рассказать как их делают.А я ,вот также как девочки, собирала стекляшки , приносила ему, и спрашивала ну когда же мы займемся этим делом. Удачи вам.
Спасибо, Лариса! Мы уж будем стараться, в ряду первых.
Пусть это не скромно, но я считаю, что мы качественно делаем свою работу, и действительно идём в рядах первых в этом деле, хотя бы потому, что у нас есть производство ручного фацета. Такой цех, в принципе, может себе позволить любая раскрученная мастерская Москвы, но они боятся. Это очень сложно, найти эти станки, этот инструмент.
Про мастеров я вообще молчу. Нельзя купить (даже если купить) станок и поставить за него человека с трассы. Здесь нужна квалификация. Не зря на заводах была система разрядов. Люди, которые это умеют, они живут в пределах этих заводов. Это такие маленькие городки мастеров. Они наверное как афроамериканцы, которые всегда умеют играть в баскетбол и играть блюз. Эти тоже с рождения умеют делать фацет. Я вот не умею делать фацет. Да мне и не нужно, у меня и так работы полно.
А боятся эти мастерские того, что не смогут окупить всё это. Профиль и то покупают крайне редко. Очень удобно просто сидеть и резать стекло. Обернул - спаял, обернул - спаял. Метропогонаж да и только. Но за это им тоже можно сказать спасибо, а то и нас на их фоне было б не видно.
Мы всякую работу берем, даже если она убыточна. Некоторые скажут что это уже не бизнес, да мы и не зарабатываем, мы творим.
Спасибо, Денис! Я ждала твой рассказ с тех пор, как ездила в штат Нью Йорк. Наконец-то увидела всю эту красоту! А так подробно всё описал, что, кажется, сама могла бы это всё сделать.
Красота, других слов нет!
Да, а у нас шеф заинтересовалась фотографиями с Вашего репортажа. Я уж ей покажу, если можно. И спасибо Вам за отзыв! Кстати, Полина, витражи из Вашей темы антикварные, и занесены в каталог. Которые у Сорано.
Очень хочется надеяться,что со временем появятся вот такие города мастеров.
Да нужно вообще уже думать в этом направлении. А то живем в стране "купи-продай". Надо оставлять после себя хоть что-то хорошее. Но это уже политика.
Денис, спасибо Вам за чудесную экскурсию в свою мастерскую. Показала мужу Вашу статью (он, прямо скажем, не фанат фиалочных сайтов), а тут так зачитался, не оторвать было. Получается, Вы везде своими руками красоту творите: дома фиалочную, а на работе витражную. Желаю Вам неиссякаемого вдохновения для творений, уж больно хорошо у Вас получается!
Спасибо Вам, Юлия! Рад, что не только обитатели нашего сайта читают.
Денис, присоединяюсь ко всему, что сказано выше в ваш адрес. Не часто встретишь мужчину, увлекающегося фиалками, а тут еще и витражи. Кто же вы по профессии, если не секрет и где учат такому мастерству?
В Строгановке есть всякие специальности, в том числе и стекло. Я выше написал, что я не оканчивал этого заведения. Изначально я учился на оптика-технолога, до армии. Есть диплом, но профессия эта уже не востребована. Потом пошел работать обходчиком пути, там брали без подготовки. Потом уже витражи, подготовку тоже никто не спрашивал, да мы и сейчас берем людей исключительно по их качествам. Той стороной у них руки приделаны, значит может толк получится. А из Строгановки кого-то брать, так это заведение уже куплено давно, уровень обучения упал очень низко, требования не такие уж, как раньше. Иной раз такие "самородки" выходят, понять не можешь, как они туда вообще попали. Проплачивают родители. Да и практике там очень мало времени отдается. Иной раз приходит дипломник что-то сделать в мастерской (иногда помогаем), так такую вещь делает, в страшном сне не приснится.
Денис, такая тонкая, кропотливая работа надеемся оплачивается достойно.
Да, красота. А остальное уже сказали.
Денис, очень интересная статья, красивые работы. Здорово!
Спасибо!
Денис, спасибо Вам большое за рассказ! Это настоящее искусство! Я сама художник, поэтому неравнодушна к прекрасным вещам, а от таких витражей рассудок теряю...
Всегда пожалуйста!