Глава 31. Избегайте ложных стимулов
Глава 31. Избегайте ложных стимулов. (Книга «Легкий способ бросить покупать фиалки»)
Пытаясь бросить покупать фиалки при помощи метода силы воли, многие фиалкоманки стараются повысить мотивацию, выдвигая ложные стимулы.
Вот несколько примеров таких стимулов. «На те деньги, которые я сэкономлю, мы всей семьей сможем провести чудесный отпуск».
Подобный подход кажется логичным и здравым, но, к сожалению, ошибочным, поскольку любая уважающая себя фиалкоманка предпочтет ухаживать за фиалками 52 недели в году и не брать отпуск. В любом случае, внутренне фиалкоманка сомневается, и не только потому, что ей придется воздерживаться от покупок фиалок в течение 52 недель. Не уверена она и в том, что сможет получить удовольствие от отпуска, проведенного без покупок фиалок и заботы о них. Подобный подход приводит лишь к тому, что делает жертву, которую, как ей кажется, приносит фиалкоманка, более значительной. А это, в свою очередь, увеличивает ценность фиалок в ее представлении. И все это вместо того, чтобы сосредоточиться на другой стороне проблемы: «Что я получаю от покупок новых сортов фиалок? Зачем мне нужно их покупать?»
Еще один пример: «Я смогу позволить себе купить новую машину». Да, это правда, подобный стимул может заставить вас воздерживаться от покупок фиалок, пока вы не купите машину. Но как только чувство новизны проходит, вы начинаете думать, что вас обделили, поэтому рано или поздно снова попадаетесь в ту же самую ловушку.
Другим типичным примером служит соглашение бросить покупать фиалки, заключенное с членами семьи, друзьями или родственниками. У таких соглашений обычно есть преимущество: они устраняют искушение на какое‑то время в течение нескольких недель. Тем не менее, они тоже обычно заканчиваются неудачей вследствие следующих причин.
1. «Ложный стимул». Почему вы должны бросать покупать фиалки лишь потому, что бросают другие? Подобный стимул лишь усиливает ощущение значительности приносимой вами жертвы. Прекрасно, если все фиалкоманки однажды искренне захотят перестать покупать фиалки. Однако вы не сможете насильно заставить их бросить покупать, хотя все они втайне и хотят этого. Пока они не готовы бросить покупать фиалки, подобные соглашения лишь будут придавать дополнительную ценность фиалкам и усиливать желание их покупать. Подобные соглашения превращают их участников в тайных фиалкоманок, что еще больше усиливает ощущение зависимости.
2. Теория «паршивой овцы», или «круговой поруки». В соответствии с методом силы воли, фиалкоманке предстоит период расплаты, в течение которого она постоянно ждет, что желание покупать исчезнет. Если она сдается, то приходит ощущение постигшей ее неудачи. В соответствии с этим методом рано или поздно одна из участников соглашения обязана сдаться. Тогда остальные участницы получают отговорку, которой они так долго ждали. Это не их вина… Они‑то выдержали бы… Это из-за Евгении они опустили руки… Правда же заключается в том, что большинство из них уже втайне нарушили соглашение.
3. «Разделение ответственности» – стимул, прямо противоположный теории «паршивой овцы». Здесь страх ударить в грязь лицом в случае неудачи не так страшен, поскольку он разделен с другими. Бросая покупать, фиалкоманка испытывает удивительное ощущение огромной победы. Когда вы бросаете покупать фиалки сами, в первые несколько дней восхищение ваших друзей, родственников и членов семьи может послужить великой поддержкой. Когда одновременно бросают покупать фиалки несколько человек, ответственность делится поровну и, соответственно, снижается и восхищение.
Другой классический пример ложных стимулов – так называемая «взятка». Например, когда родители предлагают дочке определенную сумму денег за отказ от покупок фиалок или предлагают пари: "Мы дадим тебе 100 долларов, если проиграем". Когда‑то в одной из телепрограмм приводился следующий пример. Женщина, пытающаяся бросить покупать фиалки, отложила двадцатидолларовую банкноту. Она заключила соглашение с самой собою: она может продолжать покупать фиалки, но прежде ей придется сжечь эту купюру. Это помогло ей не покупать фиалки в течение нескольких дней, но, в конце концов, она все же сожгла эти двадцать долларов.
Перестаньте обманывать самих себя. Если фиалкоманку не останавливают ни 10.000 долларов, которые среднестатистическая фиалкоманка тратит за всю свою жизнь на фиалки, ни риск тяжелых болезней, ни нарушение отношений с членами семьи, ни душевные и физические муки, ни рабская зависимость, ни непонимание со стороны большей части общества и низкая самооценка – вряд ли фальшивые стимулы смогут хоть сколько‑нибудь изменить ситуацию. Они могут привести к одному – усугубить ощущение жертвоприношения. Смотрите на противоположную сторону перетягиваемого каната.
Что дают мне покупки фиалок? АБСОЛЮТНО НИЧЕГО.
Почему мне необходимо покупать их? У ВАС НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ПОКУПАТЬ ФИАЛКИ! ПОКУПАЯ ФИАЛКИ ВЫ НАКАЗЫВАЕТЕ САМУ СЕБЯ.
- 1597 просмотров